23 декабря
10:00-10:20 Начало Конференции
10:20-11:10 Лекция Ирина Лейбман «Эрик Эриксон, судьба и взгляд на развитие человека»
11:10-11:20 Представление мастерских
11:20-11:40 Перерыв
11:40-13:00 Мастерские
Диана Козицына, Лика Суханова (г. Москва) «Баранкин, будь человеком!»
Четвертая стадия психосоциального развития в теории Эрика Эриксона называется "Трудолюбие или чувство неполноценности". Ребенок пошел в школу, круг его общения резко расширился, появились друзья, учителя. Школа является совершенно обособленной, отдельной культурой со своими целями и границами, своими достижениями и разочарованиями. И дома к ребенку начинают предъявлять качественно новые требования. Он должен уметь отвечать за свои поступки, быть честным, умелым и помогать родителям. У ребенка развивается усердие, трудолюбие. В этом возрасте он начинает сравнивать себя со сверстниками. Базовая потребность этого периода: в признании и оценке себя и определении своего места среди других.

В случае, если ребенок отстает от остальных в чем-либо, то у него возникает чувство неполноценности, неуверенности в своих силах. На нашей мастерской мы будем исследовать, как у детей формируется трудолюбие или чувство неполноценности. С какими переживаниями он сталкивается, как с ними справляется и растёт.

А также поговорим о стратегиях в терапевтической работе: поддержке уверенности в себе, осознавании своих ресурсов и возможностей, присвоение оценки, сопровождение в переживании неуспеха, некомпетентности, страха ошибки.
Анна Меланьина «Забавы и заботы»
Как много в нашей жизни тягостных забот, а игры уходят вместе с детством. Или же игра по-прежнему с нами и в нас? И даже может сделать заботы не такими тягостными? Это мастерская о том, как Эрик Эриксон предлагает использовать исцеляющую и поддерживающую силу игры.
Толчеева Анастасия «Стань самим собой, когда ты этому научишься» (с) «Король лев»
Иногда нам хочется привнести в нашу взрослую жизнь те части себя, что были однажды оставлены глубоко внутри.
Валентина Тенькова «Вбирать, удерживать, сохранять, уничтожать, вторгаться и включать»
Взгляд Э.Эриксона на способы установления контакта ребенка дошкольного возраста. «Вбирать, удерживать, сохранять, уничтожать, вторгаться, включать, делать». Приглашаю поисследовать как ребенок дошкольного возраста социализируется, поддерживая контакт с окружающей средой, используя основные способы контакта: зрение, слух, соприкосновение, обоняние и вкус, а также речь и движение.
Антон Мануковский, Вероника Кононыхина «Больше, чем Это»
Одна из сложностей подросткового возраста - возбуждения много, а куда его направить - не понятно. А уж про то, что оно бывает разное и по разному поводу и речь не идет. Мастерская про то, как в подростковом возрасте рождаются наши способы обходиться с возбуждением.
13:00-14:30 Обед
14:30-15:30 Круглый стол Ирина Тарасова, Елена Тарасова «Ребенок и общество. Проблемы психосоциального моратория в современном обществе»
15:30-15:40 Перерыв
15:40-17:00 Мастерские
Антон Хломов, Мария Лисневская (г. Москва) «Я – Мы. Близость и изоляция»
В работах Эрика Эриксона высказана интересная идея о влиянии социума на развитие человека в детстве и во взрослом возрасте. В практике групповой работы мы часто наблюдали, как проявления групповых традиций, ритуалов, процессов, динамики, статусов, влияет на людей в группе. И как состояния, интересы, переживания, действия, идеи, убеждения людей влияют на группу. В индивидуальной и групповой работе случается встречаться с горькими и злыми переживаниями, связанными с опытом враждебной, противной, опасной социальной среды, в которой участник оказался на какое-то время. Но и с жалобами на собственную неуместность и невозможность сойтись с коллективом, так же, случается встречаться. На этой мастерской, через упражнение и обсуждение, мы постараемся проявить некоторую часть явлений групповых, социальных и личных, происходящих при встрече группы и индивида, а также при работе терапевта с парой (супружеской, детско-родительской).

Алина Едрышова (г. Краснодар) «Подростковая история» (использование метода playback-театра в работе с подростками)
Что такое Playback-театр?
Playback-театр, это театр импровизации, театр зрительских историй. Пространство, где зритель может рассказать свою историю и увидеть, как ее играют актеры.
Причем тут гештальт?
При том, что Playback-театр – это принцип здесь и сейчас, это про контакт, про парадоксальную теорию изменений и не только.
Почему с подростками?
Потому что поделиться своей историей - это возможность быть услышанным, потому что игра твоей истории – это возможность быть увиденным, потому что играть историю другого – это способ выражения себя и способность услышать и увидеть другого, и просто, потому что это интересно, весело и вживую, а не по сети.
И причем тут Эриксон?
При том, что Playback-театр – это про человека и про общество. Playback развивает активность, целостность/эгоидентичность и способность адекватно воспринимать мир и себя.
На мастерской у участников будет возможность познакомиться с методом, и попробовать его на себе. Что может расширить арсенал работы с подростками и самому быть распознанным и распознать другого.

Алина Едрышова, Краснодар.
Аккредитованный гештальт-терапевт. Супервизор. Сертифицированный Playback практик.

Светлана Крыжановская, Елена Пояркова, Ирина Селютина (г. Москва) «Как психологическая группа помогает решить возрастные задачи ребенка?» (Круглый стол)
Приглашаем коллег поговорить об особенностях работы с детьми и подростками в группе и обсудить такие вопросы.
1) Психологические границы при организации работы в детской и подростковой группе: возможные трудности и задачи психолога.
2) Образ, задачи, функции и ограничения ведущего группы. Особенности контакта ведущего с детьми в зависимости от возраста детей и задач группы.
3) Тематический план - как составить программу работы группы, учитывая возрастные особенности.
4) "Какие нынче дети пошли?" - особенности и потребности современных детей и подростков."

Ведущие:

Крыжановская Светлана - психолог, психотерапевт, соавтор программы "Жизненные навыки", опыт ведения детских и подростковых групп по программе "Жизненные навыки" 7 лет.
Пояркова Елена - психолог, психотерапевт, соавтор программы "Жизненные навыки", опыт ведения детских и подростковых групп по программе "Жизненные навыки" 13 лет.
Селютина Ирина - психолог, психотерапевт, опыт ведения детских и подростковых групп по программе "Жизненные навыки" 5 лет.
Елена Игнатьева «Как помочь подростку определиться с выбором первой профессии?»
Бывало у вас, когда вы быстро принимаете решение, а потом сомневаетесь: «Правильно или неправильно?», «Нужно или не нужно было?» Кем быть? Сокровенный вопрос для подростка, который не терпит спешки. Пошел учиться на юриста, потому что «это хорошая, востребованная специальность», престижный ВУЗ, «мама заставила». А спустя полгода обучения начались сомнения. Приглашаем исследовать что помогает, а что мешает внутренне созреть для выбора первой профессии.
Леонид Лысенко «Разговор о сексе в терапии»
В терапии семей и пар тема секса одна из ключевых. Отношение к норме здесь закладываются в юности. При исследовании терапевту легко попасть в переживании стыда и страха своей или клиентам. Это ведет к разрыву контакты и выпадению из такой позиции. Что может способствовать ретравматизация клиента. На мастерской будем исследовать чувствовать терапевта (свои) в обсуждении сексуальности. Способы обхождении с ними.
17:00-17:10 Перерыв
17:10-18:00 Процесс-группы для участников и ведущих мастерских
18:00-18:30 Группа для ведущих процесс-групп
18:30-20:00 Новогодний концерт и фуршет
24 декабря
10:00-10:40 Лекция Наталии Кедровой
10:40-10:50 Представление мастерских
10:50-11:10 Перерыв
11:10-12:30 Мастерские
Татьяна Садовникова (г. Москва) «Время жизни: своевременность…и расплата»
Когда вскакиваешь в последний вагон… или -- на каком-то этапе жизни --делаешь что-то позже/раньше, чем большинство сверстников. Какой у вас опыт? Что может происходить в судьбе человека, в его развитии, если он делает что-то не так, как большинство сверстников?

Ольга Мулюкова (г. Ставрополь) «Уверенный путешественник»
Поисследуем родительские ресурсы, переживаем компетентность и уверенность родителя.


Елена Солдаткина и Ирина Гончарова «Я не буду таким, как..»
Исследование подростковой эго-идентичности через отрицание ролевых моделей значимых взрослых.
Антон Мануковский «Когда деревья были большими»
Мастерская про становление терапевтической идентичности. Предлагаю посмотреть на этот процесс опираясь на возрастную периодизацию Эриксона. Обнаружить какие события повлияли на то, какой я сейчас терапевт. И подходит ли мне это.

Андрей Сахаров, Нина Котенева «Я больше так не буду!»
Мастерская где можно поисследовать откуда появляется чувство вины. Когда мы начинаем чувствовать себя должным?! Как заслужить прощенье?! И встретиться с разностью семейных норм, правил.
12:30-14:00 Обед
14:00-15:00 Круглый стол Оксана Савичева, Андрей Головатюк «Работа с незавершенными ситуациями детства»
15:00-15:10 Перерыв
15:10-16:30 Мастерские
Елена Митрофанова «Хочу!»
Когда нам было 4-5 лет мир казался большим, интересным, разнообразным, полным заманчивых возможностей! Хотелось его исследовать, понять, как он устроен и, главное, узнать, можно ли получить от него то, что я хочу! Тот детский опыт того, как возникало наше желание, пробовали ли мы его осуществить, находились ли для этого подходящие способы и были ли они поддержанны родителями и другими взрослыми - все это мы несем дальше во взрослую жизнь и обнаруживаем, когда в разные ее моменты чувствуем то прилив сил, любопытство и желание что-то делать, то апатию и ощущение отсутствия возможностей. На моей мастерской мы будем исследовать этот детский опыт, попробуем понять, как появляются наши желания, что поддерживает их, а что останавливает, что помогает нам быть спонтанными, смелыми и творческими в процессе их воплощения в жизнь!
Ирина Мещерякова, Светлана Ковалева «- А давай...? (нужное вписать)»
Как часто в жизни вы проявляете инициативу? Можете ли рисковать? Быть предприимчивым? Легко ли воплощаете свои фантазии в реальность? Или проваливаетесь в вину и боитесь столкнуться с осуждением? Приглашаем поисследовать!
Нонна Казмирова «Родительские берега...-2»
"Родительские берега...-2"
или о питании в детско-родительских отношениях.

Помните , в сказке: "Молочные реки, кисельные берега..."

Вот, думалось в детстве, если и вправду туда попасть, сколько всего можно попробовать, скольким можно насытиться! И чем черпать оттуда? Ложками? Ведрами? Сколько мне нужно-то?!..

Приглашаю прикоснуться к теме: чем мы напитались а, возможно, недопитались от наших родителей в детстве, и каким образом теперь пытаемся и можем себе это восполнить...

- Каких "киселей" нам подать?!!

Мы поисследуем историю про то, что в нашем опыте привязанности позволяет сейчас находить для себя ресурсы.

Что, возможно, было нами усвоено на этапе развития "Доверие-Недоверие" и теперь, проявляясь в отношениях, оказывается подходящим, нужным и важным...
Сергей Крамарь «Подростковый кризис и достижение эго-идентичности. Влияние родителей в этот период»
Приглашаю желающих, вспомнить важные события их подросткового периода, попробовать разобраться в том влиянии, которое оказывали их родители в это время.
Ирина Боброва «Когда вы в последний раз видели себя?»
Достаточно ли у вас сил, творческой энергии, новых идей и просто желаний? Нет? Значит пора навестить своего внутреннего ребенка! На мастерской мы будем затрагивать дошкольный возраст. Задача — укрепить связь со своими внутренними ресурсами.
16:30-16:40 Перерыв
16:40-17:20 Процесс-группы
17:20-17:30 Перерыв
17:30-18:00 Завершение